Стресс никогда не возникает в результате работы, направленной на достижение точно определенной цели, а порождается ситуацией, в которой субъект совершает действия, не приводящие к результату. А. Менегетти

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Большая профориентационная игра «Древо профессий»

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Методическая копилка

В основе игры - методика «Яблоня» Е. Залученовой, Е. Снесаревой, Т. Целиковской в модификации Е. Пряжниковой.

Цель игры: активизация психологической готовности к профессиональному самоопределению; актуализация внутренних ресурсов человека для успешной профессиональной самореализации; формирование способности к принятию решения о выборе и получения профессии; систематизация представлений о мире профессий, развитие навыков поиска и анализа информации, работы в группе.

Количество участников – не менее 24 человек.

Место проведения – актовый зал или большое помещение.

Материалы: обычная или интерактивная доска, большие листы бумаги; для каждой из шести команд – набор фломастеров, цветная бумага, большой листы, ножницы, клей, справочно-информационные материалы (словари, профессиограммы, справочники), питьевая вода.

Ход игры: ведущий делит группу на 6 команд: «Искусство и коммуникации»; «Социальные отношения»; «Бизнес, менеджмент и компьютерные технологии»; «Инженерные и промышленные технологии»; «Здравоохранение»; «Природные ресурсы и экология».

Инструкция: Сегодня мы заглянем в будущее. Представьте, что вы повзрослели на 20 лет. Развитие науки и техники изменило нашу жизнь. Одни профессии исчезли, появились новые. Изменилось содержание и условия работы многих традиционных профессий. После двухчасового обсуждения каждая команда должна представить описание будущего мира профессий, руководствуясь этими вопросами:

  • как изменится за 20 лет ваша профессиональная сфера;
  • какие коренные изменения в ней произойдут?
  • какие профессии могут исчезнуть и почему? Назовите пять наименее востребованных через 20 лет профессий.
  • какие профессии через 20 лет будут наиболее нужными и почему? Назовите пять самых востребованных через 20 лет профессий.
  • выберите профессию, с вашей точки зрения, наиболее нужную через 20 лет. Опишите ее, указав:

  1. какими инструментами и приспособлениями будет пользоваться работник этой профессии;
  2. с какими предметами и объектами он будет работать, какой получит результат;
  3. каковы условия труда;
  4. какими профессионально важными качествами должен обладать этот специалист;
  5. как долго и где нужно учиться, чтобы приобрести эту профессию.

Команды в течение двух часов работают над творческим проектом, используя предоставленные материалы. Проекты «Картина мира через 20 лет» оценивают жюри (ведущий, организаторы игры) и сами участники. По завершении презентации каждый участник получает вырезанный из цветной бумаги плод, на котором должен написать планируемое через 20 лет место работы (для взрослых участников – место работы их детей), и прикрепить его на одну из ветвей «Древа профессий».

Ведущий оценивает, насколько пропорционально «Древо профессий», к чему может привести «перегруз» ветвей, чем грозит дефицит специалистов в сферах, на которых оказалось мало плодов. Обсуждение игры может перерасти в дискуссию о перспективах и смысле профессиональной деятельности, которая является важным элементом самой игры.